• Home
  • RSS-Feed

GoogleZone.ru

Все о Google. Поиск, сервисы, программы.

Автономная поездка. Автопилот Google

08.09.2014 at 12:11 | Устройства | admin

Автономная поездка. Автопилот Google

Машины будущего будут нестись по автобанам совершенно самостоятельно.С надеждой в будущее: практически все производители легковых автомобилей, а также Google, работают над машинами, которые смогут взять функции водителя на себя. Они должны самостоятельно добираться из пункта А в пункт Б и обгонять, если возникнет необходимость. Водителю нужно будет всего лишь следить за поведением своего автомобиля.

Первый прототип уже выпущен — тестового BMW 528i.

Сначала проходим инструктаж…

Пятница, девять утра, бывший военный аэродром в Майзахе, где сейчас располагается школа вождения BMW. Кучка людей, не имеющих никакого отношения к BMW, среди которых и я. Скоро меня пустят за руль тестового автомобиля и позволят проехаться по улицам города. Но сначала нужно поупражняться.

Впечатляющие технологии

Руководитель проекта Михаэль Эберхард дает добро, и мы берем курс на автостраду А9. Там пролегает экспериментальный трек для высокоавтоматизированного вождения: сначала из Мюнхена в сторону Эхинга, затем на трассу А92 до мюнхенского аэропорта. Для управления собственной ездой тестовому автомобилю нужны только датчики. Кроме того, автомобилист должен иметь четкое представление, где и на какой полосе дороги он едет. Обычных навигационных автодорожных карт недостаточно, поэтому BMW точно определил маршрут и составил специальную карту.

Во время остановки на А9 я получаю разрешение сесть в кресло водителя. Автомобиль точно определяет местоположение, поэтому я могу убрать руки с руля. Сначала мне неуютно, но через пару километров я уже знаю, как и на что машина реагирует и когда мне нужно вмешаться. И я спокойно кладу руки на колени. А километров через сорок по автобану к аэропорту и обратно все уже заканчивается.

«Но на выход технологии для езды на автобанах в серийное производство уйдет 8-10 лет», — говорит доктор Вернер Хубер, руководитель проекта по созданию автомобиля на автопилоте отдела исследований и технологий BMW Group. Мы ждем…

Интересные моменты …«вождения»

Перед выездом на автостраду мне нужно сначала пройти инструктаж. В системе могут содержаться ошибки, поэтому водитель должен следить за ней. Михаэль Эберхард (руководитель проекта по автоматизации вождения отдела исследований и технологий BMW Group) имитирует на клавиатуре ошибки в управлении — мне необходимо быстро среагировать и принять меры. Автомобиль набирает скорость и внезапно тормозит, а рулевой и тормозной приводы с усилителями отказывают на повороте. Мой инструктор доволен: тест пройден!

12 датчиков докладывают автомобилю об обстановке за бортом. Paдар и лазерный сканер спереди и сзади, лазеры по бокам, а еще «обычные» ультразвуковые датчики со всех сторон. Два боковых датчика должны выдавать одинаковые данные, иначе система их не воспринимает. Для определения местоположения автомобиля по специальней карте наряду с обычной GPS используется более точная DGPS, за связь с источниками которой отвечают антенны.

Как только автомобиль точно определяет свое местоположение, на цифровом дисплее водителя загорается значок руля с дорогой. Теперь можно убрать руки с руля — машина едет сама. Но мне нужно быть внимательным, чтобы она не предприняла ничего лишнего. Большой дисплей справа показывает, как автомобиль оценивает обстановку. Инженеры таким образом могут следить за тем, чтобы автомобиль корректно распознавал полосы и соседние машины.

Google жмет на газ

Нажать на газ, повернуть, проехать несколько метров, затормозить и опять повернуть. И так снова и снова: вождение в условиях большого города или в случае бесконечных пробок является скорее стрессом, чем удовольствием. Поэтому многие современные машины уже принимают часть забот водителя на себя, например, при парковке или плотном движении.

Однако компания Google хочет предоставить водителю еще больше свободы и в будущем позволить автомобилю полностью перейти в режим автопилота в центральных частях городов. По американским хайвэям уже сегодня ездят тестовые автомобили Google, в которых используется технология автоматического вождения. По данным концерна, автоматизированные автомобили Lexus проехали на данный момент более миллиона километров. В настоящее время аппаратное и программное обеспечение, необходимое для автономного движения, должно быть настолько хорошо, чтобы обеспечивать поездку в условиях сложного городского движения.

google Lexus

В каменных джунглях

Прежние системы помощи работали только в относительно простых ситуациях: парктроники точно направляли машину к пустому месту на обочине, а системы помощи при заторах и датчики расстояния выдерживали дистанцию.

Для движения в городе автопилот должен не только «знать», сколько места вокруг машины, но и уметь распознавать знаки на дороге, а также учитывать перемещения всех прочих участников дорожного движения. Поэтому Google оснащает свои экспериментальные автомобили дополнительными датчиками.

Например, одна камера фиксирует сигналы светофоров и распознает знаки дорожного движения. Однако самой необычной является система Lidar (Light detection and ranging — лазерная система обнаружения и измерения расстояния): она представляет собой нечто вроде радиолокатора, который вместо радиоволн использует свет и позволяет выявлять объекты вокруг автомобиля на расстоянии до 50 м.

Google радар

В сочетании с радиолокационными датчиками для помощи при парковке и системой GPS-позиционирования программа Googles Autopilot очень точно определяет «картинку» окрестностей. Она способна идентифицировать сотни объектов, например, автомобили, здания, пешеходов и велосипедистов. Кроме этого, система работает со специальными дорожными картами, содержащими гораздо больше деталей, чем привычные. К примеру, в них есть информация о местоположении светофоров, а также данные о дорожной разметке.

Взгляд вдаль

Основываясь на данных, полученных во время испытаний, специалисты Google создали типовые модели поведения других участников дорожного движения. Так, автопилот благодаря постоянному сравнению данных, поступающих от датчиков, способен вести машину, «заглядывая вперед».

Например, при желтом сигнале светофора автомобиль может принять решение проехать перекресток, так как резкое торможение было бы опасно. А когда машина подъезжает к месту проведения ремонтных работ, она без проблем перестраивается на резервную полосу, распознавая дорожные конусы, которыми огорожен участок дороги.

На опасных участках, таких как железнодорожные переезды, система автопилотирования действует точно по ПДД: машина пересекает железнодорожные пути только в том случае, когда на переезде отсутствуют другие транспортные средства. Даже при переключении светофора на зеленый свет машина «ведет себя» очень осторожно и выжидает полторы секунды до начала движения. Кроме того, в целях безопасности она держится вне «мертвых зон» других автомобилей.

Google-aвтoмoбиль также принимает во внимание маневры велосипедистов. Если велосипедист вытягивает руку, чтобы сообщить о повороте, машина удерживается на безопасном расстоянии от него. Даже нерешительные покачивания не выводят систему автопилота из состояния равновесия: лучше подождать, пока ситуация не прояснится, чем рисковать! Разумеется, автомобиль всегда точно соблюдает скоростной режим. Однако не вызывает ли подобная манера вождения гнев других участников дорожного движения? До сих пор этого не происходило: в ходе пробных поездок в Калифорнии Google-автомобиль едва ли привлекал внимание. Другие водители были больше увлечены своими смартфонами.

Береженого Бог бережет

Причина подчеркнуто безопасного вождения банальна: авария поставила бы под сомнение весь проект. «Нам ясно, что как только мы выводим машины из гаража, мы рискуем не только репутацией компании Google, но и технологией», — поясняет Брайан Торчеллини, сотрудник Google.

Поэтому тестирование проводится поэтапно: автомобили, управляемые с помощью
программного обеспечения, двигаются по дорогам, используя только те функции, которыми они обладают в совершенстве. Постепенно Google будет активировать все новые возможности.

Так, первые поездки проводились по отдаленным магистралям в американской глубинке, откуда компания медленно продвигалась в свой родной город Маунтин-Вью в Кремниевой долине.

Человеческий фактор

Однако система автопилотирования пока еще не постигла все тонкости ПДД. Например, автомобиль принципиально останавливается на каждом красном сигнале светофора, хотя в США он не запрещает правого поворота (при условии обязательной предварительной остановки).

Система также еще не в совершенстве овладела распознаванием широко распространенных в США перекрестков, где действует следующее правило: тот, кто приехал первый и остановился перед знаком Stop, получает право проезда перекрестка первым. При этом
в случае сомнения участники дорожного движения договариваются путем визуального контакта и жестов рук, что прекрасно работает в повседневной жизни.

Одной из основных задач для автомобилей с системой автоматического управления сегодня как раз является правильная интерпретация сигналов руками именно в подобных ситуациях.

Однако до применения автопилота в других городах (не Маунтин-Вью) еще довольно далеко, так как для каждой улицы эксперты должны разработать новые, очень подробные карты. Кроме того, Google постоянно расширяет накопленный опыт системы автопилотирования, дополняя его другими видами перекрестков, кругового движения, дорожных знаков и вариантами поведения участников дорожного движения.

Автопилот для ясной погоды?

В настоящее время автопилот должен действовать уже в полной темноте. Однако компания Google не раскрывает, как
датчики и программное обеспечение справляются со снегом, дождем и туманом. Также не ясно, каким образом происходит передача управления водителю в критических ситуациях, например, если система отключается при въезде на заснеженный участок дороги.

В ожидании законов

Возникают вопросы и юридического характера: кто будет виновен в ДТП, совершенном по вине автоматики? До сих пор водитель всегда нес исключительную ответственность независимо оттого, какие системы помогали ему при движении и парковке. Поэтому в настоящее время современные «ассистенты», такие как система помощи при движении в пробке, отключаются в целях безопасности, если водитель убирает руки с руля. Автомобили Google и другие экспериментальные транспортные средства пока еще ездят по дорогам Калифорнии в порядке исключения. Таким образом, для выпуска на рынок автомобилей с автоматическим управлением требуется не только совершенствование датчиков и ПО.

По мнению экспертов, эта технология может быть применена уже в 2020 году. Однако до соответствующей корректировки законов и международных договоров может пройти еще некоторое время.

Подготовлено по материалам Computer Bild №18 2014

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Реклама

© GoogleZone.ru

|

Top